?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О Скитском монастыре

Отрывок из книги "Скитковская Икона Божiей Матери" Вильна. Типографiя "Русскiй починъ".
...Так поляки сделали крепостями-замками Го¬мель, Чечерск, Быхов, Кричев. Мстиславль и многие другие тогдашние городки. Военные люди жили в околицах около замков. В числе таких околиц были и Терешковичи.
Теперь шляхта помешалась: кто православный, а кто отрекся от православия и перевернулся в католика. Тогда же вся шляхта исповедовала православную веру, заботилась об ее утверждении, строила церкви и монастыри и снабжала их необходимыми имуществами.
Ревнителями православия были и основатели Терешкович. Род их даже особенно уважал житие иноческое. Вышло это из-за такого случая.
Три сына основателя Терешкович отправились однажды охотиться на медведей. Во время охоты один из братьев нечаянно застрелил другого брата, приняв его за медведя. Это так подействовало на невольного братоубийцу, что он немедленно оставил мир и поступил в монахи в один из Киевских монастырей. Из трех братьев остался только один Клим, от которого и произошли нынешние терешковские жители.
Было это в 16-м веке. Но монахов из рода Климовичей мы встречаем и сто лет спустя; некоторые из них были даже игуменами важных монастырей - Кутеинского Оршанского и Буйничского Могилевского.
Монах же Климович, по имени Варлаам, основал и Терешковский монастырь.
Вот как говорит он об этом в своем духовном завещании, составленном январе 1683 г.
«Во имя Отца и Сына в Святаго Духа. Станься к вечной памяти. Аминь»

«Каждый человек облечен смертным телом и должен умереть. И большая часть людей сходит с этого света нес поведано, так что сегодня человек же хлопочет и заботится о многих делах, а завтра его в гроб кладут. Поэтому я, Варлаам Климович, урожденный шляхтич, будучи призван от Господа Бога в легкое ярмо иноческого жития, в котором хотел оплакать свою прошлую жизнь, глядя на непостоянство света сего и на смерть, к которой Все мы не отменно идем, заложил своими средствами и на собственном своем родовом грунте, под селом Терешковичами, на городище, над Кужелевым плесом р. Сожа, монастырь в честь Тождества Пресвятой Богородицы, на четырех или пять братиев, в котором и сам желаю окончить жизнь свою.
«А так как Господь Бог часто навещает меня различными болезнями и я опасаюсь, что меня постигнет внезапная смерть., и я без памяти буду вычеркнут из списка живых, то, будучи пока при доброй памяти и здравом paзyмe и воле, решил я учинить духовное завещание, чтобы святая обитель и братия ея оставались здесь как при моей жизни, так и после смерти, и за меня и за родственников моих, живых и умерших, память творили»
Далee в завещании инок Варлаам отписывает Терешковскому монастырю на вечнoe время свои земли: от р. Терюхи до нынешней Чонки, на левом берегу Сожа, и Кунин остров около с. Дятловичи - на правом, со всеми пожитками на этих землях, то есть - лесом, пчелиными бортями, сенными покосами, рыбными и звериными ловлями, гонами бобровыми, озерами, крыницами, затоками, грибами, ягодами, и т. д. Единственным желанием смиренного основателя монастыря было - чтобы жертвы Богу и хвала Божия не переставали вечно возноситься в монастыре.
В заключение завещатель просить своих близких и дальних родственников не нарушать его завещания, не врываться в монастырские владения и не причинять вреда и убытков святому месту и никому из монастырской братии во Христе. «Если же бы кто, Бога не бояся, отважился причинить вред или убыток обители святой, да будет проклят - анафема, как нарушитель святых мест»
Так заканчивает свое завещание инок Варлаам. Писано оно уже в монастыре. Следовательно, обитель существовала уже до 1683 года, и своим завещанием основатель желал только обеспечить дальнейшее существование ее на случай своей смерти.
Он снабдил также новопостроенный монастырь всею необходимою утварью, облачениями и богослужебными книгами.
Заслуга инока Варлаама была тем выше, что сам он был человек неграмотный и следовательно при основании обители руководился не честолюбивыми желаниями, а стремился единственно к тому, чтобы «хвала Божи ширилась» и чтобы «братии своей монастырской услужить.»
Земли новой обители тянулись полосою по левому берегу Сожа от р. Терюхи до нынешней Чонки. Всего монастырь имел здесь 1117 дес. леса, 280 дес. пашни, 30 дес. покоса, 43 дес. неудобной земли и около 7 дес. под монастырем. На правом берегу Сожа, на Кунином острове, было 199 дес.. из коих 148 дес. леса.
Леса в то время были здесь большею частью дубовые. По рекам лес сплавлялся в Kиев, в Турцию, в Ригу и заграницу.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
palivac
Oct. 24th, 2011 07:43 am (UTC)
"в Ригу"

Против течения, что ли?
proliv
Oct. 24th, 2011 08:41 am (UTC)
Конечно против течения лес не сплавлялся, но продавался он в том числе и в Ригу. А вот каким способом доставлялся - это вопрос.
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel