proliv (proliv) wrote,
proliv
proliv

Category:

Дороги. Начало 19-го века.

Нашел давно интересующий меня материал.
В 1809 г. была издана  «Дорожная карта Российской империи всем почтовым и проселочным проезжим дорогам, способным для кратчайшего проезда всякому вообще, а паче нужным для провозу товаров торгующему купечеству и прочим промышленникам. Сочинена в 1809 г.»
На карту,  по объяснительным знакам, нанесены города, местечки, крепости, редуты, села, слободы, деревни, заводы, почтовые станции. Но так как масштаб карты мелок (60 верст в дюйме), то на самом деле на ней имеются только города, местечки и крупнейшие населенные пункты.
Из дорог на карте обозначены: главные почтовые дороги, губернские, уездные и большие проезжие.
Главных почтовых дорог было в то время в России не особенно много. Они расходились из Петербурга (пять дорог) и из Москвы (семь), и соединяли столичные города между собой и с городами губернскими.
Губернских дорог было также немного. Они вероятно представляли во время составления карты остатки древних дорог, соединявших губернские города между собой и не вошедшие потом в состав линий магистральных. Таковы например , дороги из Смоленска в Чернигов, из Чернигова в Минск, из Вильны в Ковну и нек. др.
Гораздо больше было дорог уездных. Такими дорогами называли те, которые соединяли уездные города между собой, не входя в состав ни главных дорог, ни губерских.
Наконец, все остальные дороги, находившиеся между менее значительными пунктами, носили название больших, или по белорусски – шляхов, битых дорог.
Уездными городами Могилевской губернии  на карте обозначены Сенно, Бабиновичи, Орша, Копысь, Мстиславль, Климовичи, Чериков, Чаусы, Старый Быхов, Рогачев и Белица.
Главных дорог в губернии в то время было три: петербурго-киевская, московско-брестская и могилево-житомирская.
Петербурго-киевская дорога шла на Бабиновичи, Орехи, Оршу, Александрию, Шклов, Добрейку, Могилев, Кутню, Рабовичи, Пропойск, Глинку, Литвиновичи, Вороновщину, Чечерск, Шепетовичи, Особин, Костюково, Белицу, Песочную Буду и входила в черниговскую губернию, где первой станцией была Добрянка.
Всего в могилевской губернии было 20 станций.
Московско-брестская главная дорога входила  из губернии смоленской, где последней станцией был г. Красный. На территории могилевской губернии здесь были станции: Ляды, Козьяны, Дубровна, Орша, Коханово, Толочин, Малявка, Крупки.
Всего в губернии  8 станций. Дальше дорога шла на Борисов, Минск, Несвиж, Слоним, Кобрин, Брест.
Могилевско-житомирская дорога начиналась в Могилеве, далее имела следующие станции: Дашковку, Ст.Быхов, Тощицу, Рогачев, Жлобин и Мармоль. Далее шла на Мозырь, Овруч, Житомир. С Бобруйском сообщение было через Жлобин.
Губернских дорог в губернии почти не было. Лишь на Юго-Западе небольшую часть губернии пересекала дорога шедшая из Чернигова в Минск, на Речицу, на Жлобин, на Бобруйск и Игумен.
Станцией на этой дороге был только Жлобин, от Горваля в 28,5 верст на Юге и 24 верст от Поболова на Севере.
В Рогачевском уезде  было четыре шляха. Один шел из Рогачева в Толочин, параллельно границе 1772 г., и проложен очевидно после первого раздела в целях стратегических; другой из Рогачева шел на станцию Поболово Минской губернии; третий вел из Рогачева в Новое место черниговской губернии (ныне г. Новозыбков). Он шел на Гадиловичи, Башицу, Чечерск, от которого до Нового Места считалось 80 верст.; четвертый шлях проходил из Жлобина в Белицу на расстояние 85 верст.
Путь из Могилева на Пропойск, Чечерск и Гомель, бывшие в 16-17 веках польскими пограничными крепостями, очень древний и им пользовались черниговские князья еще в 12-м веке. Впоследствии он потерял историческое значение, а с присоединением губернии остался лишь звеном в великом пути между Петербургом и Киевом. С 1850-х годов он, за проведением шоссе, совершенно оставлен.
Главным предметом торговли по сплавным дорогам были: воск, мед, шкуры, затем лес и лесные изделия, деготь, смола, поташ и т.п. Направлялись они и на Юг вниз по Сожу и Днепру, и к Балтийскому морю по Сожу до Лоева, отсюда вверх по Днепру до Дубровны, затем в Бабиновичи и отсюда по Лучесе и Двине в Ригу.

Вырезал кусок Могилевской губернии (для наглядности)

А взял этот материал из СБОРНИКА  статей «Могилевских губернских ведомостей».
Под редакцией Е.Р.Романова. Выпуск 1. 1898 и 1899 гг./Могилев-губернский.Типография губернского правления.1900.
Кстати есть в свободном доступе в Сети.
Tags: дороги.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments