?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из воспоминаний начальника штаба 10-й Журавичской партизанской бригады Антонова Ф.К.

...30 сентября 1942 г. на имя штаба группы поступила записка командира 537 партизанского отряда тов. Свирида С.И., в которой писалось – начштаба тов. Антонову Ф.К.: обеспечить безопасную переправу и форсирование через реку Друть, железную дорогу Быхов – Рогачев и реку Днепр группы партизан.
Партизаны группы тов. Дикан обратились ко мне с просьбой проводить их в район действия, т.е. в леса Журавичского района, и я согласился. Поскольку моя семья была со мной, и мирное население всех деревень правобережья реки Друть было в лесах, а партизаны стояли в деревне, я вернулся в штаб группы, договорился с командиром группы тов. Волковым Т.Ф. отправиться мне в Журавичский район сопровождать группу и мобилизовать людей в свою партизанскую группу самообороны. Зашел к семье, которая находилась в лесу у реки Друть, поставил в известность, поскольку срок моего пребывания в Журавичском районе не был определен. Явился к группе партизан и совместно все группы двинулись в направлении новостройки, к 15-му разъезду. Встретили тов. Свердлова С.М. с группой партизан, о чем договаривались, ознакомились с обстановкой. Когда добрались до железной дороги выше 15-го разъезда к станции Тощица, мы с тов. Белых С.М. направились ближе к полотну и оказалось, что через каждые 50 метров стоят часовые и патрулируют по полотну железной дороги.
Форсирование железной дороги без боя оказалось не возможным, чего делать не решались, потому, что отход тоже был опасным, малая полоса леса и могли быть все уничтожены между железной дорогой и рекой Днепр.
Пришлось пытаться перейти в другом месте, между станцией Тощица и 16-м разъездом, но и там оказалось такое же положение, железно-дорожное полотно охраняла усиленная охрана, в связи с чем, пришлось вернуться в дер. Шмаки и узнать обстановку и с чем связана такая усиленная охрана. Как стало известно, немцы и полк добровольцев, которым командовал русский полковник некто Родионов, высадился на станции Тощица с целью блокировки партизан и прочески леса, это был карательный отряд по борьбе с партизанами.
20 сентября 1942 г. тов. Дикан И.М. дал приказ обратно двигаться к железной дороге. В ходе движения, недалеко от деревни Дедово встретились с группой карателей, завязался небольшой бой, каратели удрали, один партизан из группы Лебедева был ранен. Пунктом для форсирования железной дороги был выбран лесной массив около поселка Тупик. Провели разведку, к нашему счастью в поселке Тупик жил родственник партизана с группы самообороны тов. Скобелева С.М., которые доложили, что немцы и изменники начали блокировать лес и движутся от новостройки и Вьюн  от железнодорожного  полотна прижимая группы партизан к реке Друть. Как установила наша разведка, да и нам стало видно, что по просекам движутся танки. Мы начали отходить к реке Друть в направлении дер. Хомичи, но дер. Хомичи уже была занята карателями, также дер. Шмаки и Подселы и другие населенные пункты. Пришлось отходить к реке Друть ниже деревни Хомичи и Подселы по левому берегу к Смолозаводу. Население деревни Подселы находилось в кустарнике на правом берегу Друти, поэтому стало необходимо форсировать реку. В этом нам помогло местное население -  в лодках переправили через реку, покормили нас картошкой, рассказали о том, что севернее дороги на Подселы на поле расположились и окопались каратели, и что положение наше крайне опасно, ибо у нас было 65 человек, а у немцев крупные силы, и что партизаны с дер. Шмаки и Подселы ушли в крупные леса,  укрываясь от блокировки. Положение было крайне опасное. Но нам оказал помощь брат бургомистра Мурачев Андрей, который кустарником и низиной недалеко от немецко-предательских окопов, цепью провел нас в лес недалеко от поселка Дубцы и дер. Залитвинье. Поскольку с нами были партизаны с группы самообороны с дер. Шмаки Скобелев С.М., Сосункевич Егор и Ковалев Аркадий Романович, знавшие хорошо эти леса, они нам помогли сориентироваться на местности, ибо это было ночью и было очень темно. Утром 25 сентября 1942 г. разобрались по карте и, определив местонахождение мы углубилось в лес, болотистое место, где пришлось просидеть 3 дня. Огня разжигать не разрешалось, ибо могли себя разоблачить и выявить место нашего нахождения. Пришлось сидеть голодными и пить болотную воду сырую с микробами и козявками. Провели тщательную разведку, узнали, что левая сторона леса по течению Друти до железной дороги свободна, блокирование тех лесов закончено. Форсировали Друть, направились к дер. Трилесино – это деревня Старосельского сельсовета. В болоте наткнулись на лежащего человека. Это был некто Ткачев, который работал у немцев в гор. Рогачеве и шел домой, увидев партизан -  хотел скрыться, он был житель дер. Трилесино. Под силой оружия не охотно он согласился выполнить приказ тов. Дикана И.М. форсировать железную дорогу в районе 16-го разъезда и станции Рогачев в 4-х км от Рогачева. 30 сентября мы добрались до дер. Залазье. Сделав дневку, 30 сентября ночью на 1 октября в районе Залазья форсировали реку Днепр. Переночевали под стогами сена и ранним утром мы очутились в лесу в урочище Круглое. Разведав лес, ибо никто его расположение не знал, отыскали место для стоянки, временно остановились в Шапчицком лесу в 10 км от дер. Шапчицы и 6 км от поселка Хвощ, недалеко от поляны Лески где до 1939 г. был поселок. Группы, которые направлялись в Славгородский и Кричевский районы ушли в свои районы.
Так закончилась операция и действия с форсированием рубежей на реке Друть и Днепр и железнодорожной линии.

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel