?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Кто такие униаты?

Наверняка не каждый сможет объяснить, кто такие униаты (греко-католики). А ведь едва ли не каждый белорус имеет таковых среди своих предков, поскольку к концу ХVШ века униаты составляли не менее 80% населения. Возникновение церковной унии православных Речи Посполитой и Рима в 1596 году стало ответом на извечный белорусский вопрос о выборе между Востоком и Западом. Униатская церковь признала верховенство Папы Римского и католические догматы, но сохраняла православную обрядность и обычаи. Таким образом примирялись вызовы европейской культуры и древние традиции, а также давался “наш ответ” созданию Московского патриархата в 1589 году в перманенто враждебном государственном образовании – Московском княжестве.

Воспринятие унии не было ни простым и ни скорым, однако через 200 лет подавляющее большинство населения современной Беларуси были потомственными униатами. К этому времени униатская церковь имела прочные позиции, сформировались специфическая религиозная обрядность (плохая ли, хорошая, но своя), особенный архитектурный стиль униатских храмов, собственная сеть научно-образовательных учреждений высокого уровня в лице униатских монастырей (монастырей базилиан, членов Ордена Святого Василия Великого). Принятие церковной унии способствовало религиозной консолидации общества. Католики (по большей части знатные люди) и униаты (главным образом крестьяне, горожане, мелкая шляхта), объединенные под властью Римского Папы, ощущали себя собратьями по вере, униаты посещали католические храмы и принимали таинства у тамошних священников и наоборот, духовенством обоих обрядов совершались совместные богослужения, процессии и т.п. Языком образования и делопроизводства униатских священников был польский, языком общения с прихожанами – белорусский.

Могли ли “возродиться” у униатов братские чувства к православию (заметим, к православию российскому, пришедшему вместе с новой государственной администрацией, чуждому по языку и культурной традиции)?
Об отношении местного населения к православному духовенству писал в своих воспоминаниях соратник Семашко по “воссоединению” епископ Василий Лужинский: “…борода и ряса были в величайшем презрении в том краю; и православных священников вообще называли жидом смердячим, козлом и кацапом бородатым и пугалом” (Василий (Лужинский). Записки Василия Лужинского, архиепископа полоцкого и витебского, члена святейшего правительствующего Всероссийского синода, о начале и ходе окончательно совершившегося дела воссоединения греко-униатской церкви в Белоруссии и Волыни с православною российскою церковью, написанные в конце тысяча восемьсот шестьдесят шестого года, Казань, 1885, с. 89).

Говорить о каком-то стремлении к “воссоединению” с православием среди униатской паствы или духовенства смешно и неудобно, к тому же все желающие могли перейти и перешли в православие в “режиме наибольшего благоприятсвования” за время, прошедшее после присоединения белорусских земель к Российской империи. А это произошло, напомним, еще в конце XVIII века.
Источник

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
urfinwe
Sep. 23rd, 2015 04:51 pm (UTC)
На belaruspartisan чего только ни напишут...
proliv
Sep. 23rd, 2015 08:22 pm (UTC)
В Записках Василия Лужинского, на которого ссылается автор материала на Партизане, еще и не такие вещи можно почитать о том, как беларусов - униатов превращали в православных!
urfinwe
Sep. 24th, 2015 02:52 pm (UTC)
В таком случае почитать имеет смысл и о том, как православных белорусов превращали в униатов, ибо авторы статейки за скромной фразой "воспринятие унии не было ни простым и ни скорым" сокрыли многовековой пласт яростной борьбы белорусов с политикой окатоличивания и ополячивания.
mastersven
Sep. 25th, 2015 04:37 pm (UTC)
Странно, что в своей аргументации Вы упускаете существенную деталь: конфессионный выбор (пусть и не совсем добровольный) конца 16-начала 17 вв. был внутренним делом наших предков. А вот насаждением московитской формы христианства здесь занимались кацапские попы при поддержке оккупационных имперских войск.
Кстати и "окатоличивание с ополячиванием" были также одним из проявлений цивилизационного выбора наших предков. Не всех, разумеется, а элиты. Быдло же, равно как и сейчас, не подымало рыло выше корытца. Просто в те времена плебс знал своё место. А на любое мнение, высказанное восточнее Дубровно, литвинская шляхта клала большой и толстый. Как собственно это происходит и сегодня :)

Edited at 2015-09-25 04:46 pm (UTC)
( 4 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel