?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Небольшой беларуский городок Быхов соседствует с таким же городком Рогачом, по дороге из Барколабово мы остановились ненадолго в этом городишке.
И вот что нам удалось посмотреть.
Прежде всего это - Боевая синагога.
Вот статья о ней

Гости Быхова просто не могут не обратить внимания на старинную каменную постройку крепостного типа у въезда в райцентр. Она абсолютно не вписывается в современный городской пейзаж. Некоторые из приезжих путают странное полуразрушенное здание с замком Ходкевичей-Сапег. Быховчане тактично поправляют: «Это — синагога». Оба памятника истории и архитектуры находятся недалеко друг от друга, были построены примерно в одно время и вместе пережили множество штурмов и осад. Местные старожилы говорят, что суровый облик культового сооружения когда-то скрашивало богатое декоративное убранство интерьеров.

Синагога была построена в 1640 — 1650 годах и наряду с замком, костелом входила в систему обороны города-крепости. В глаза бросается особенность постройки — боевая угловая башня, бойницы в аттиковом ярусе.

«Синагога — уникальный образец искусства еврейского народа на белорусских землях, аналогичного памятника в нашей стране нет, — подчеркнул директор Быховского историко-краеведческого музея Сергей Жижиян. — В начале XVII века в Быхове уже существовала еврейская община — сохранились жалобы евреев тогдашнему владельцу города Сапеге по разным имущественным и денежным вопросам, датированные 1628 годом. Для селившихся в городах Речи Посполитой евреев первейшей задачей было возведение главного здания общины – синагоги. Разрешение на постройку синагог мог дать только владелец города. И магнат Сапега его дал — задолжал, по легенде, много денег местному еврейскому купечеству. Однако выдвинул и условие: синагога должна быть построена в оборонительном стиле и дополнить крепостные сооружения Быхова. Поэтому не случайно еврейский квартал с синагогой располагался близ городского вала и важного оборонительного пункта крепости — Могилевских ворот...

Оборонный характер синагоге, кроме башни и широкого пояса аттика с бойницами, придавали толстые, полтора метра шириной, стены, размещенные высоко над землей окна. Здание было покрыто плоской крышей — во время боев она служила площадкой для укрывавшегося за высоким аттиком (карнизным парапетом) вооруженного отряда.

Синагога активно использовалась при защите города от врагов в середине XVII — начале XVIII веков. В 1970 — 1980 годах около нее проводились раскопки, археологи нашли большое количество артефактов, подтверждающих роль этого сооружения в обороне города-крепости: пули, мушкетные ядра, детали холодного и огнестрельного оружия.

«Но находкой, впечатлившей даже бывалых искателей старины, стали останки воина, которого сбило с ног большим каменным пушечным ядром в отвалы оборонительного рва, — рассказывает Сергей Жижиян. — Это место стало могилой защитника города на 300 с лишним лет! В зубах он держал курительную трубку, в руке был зажат кремневый пистолет. Археологам удалось зафиксировать даже подковки на каблуках ботфортов погибшего. О многом говорил им и выявленный при раскопках почти полуметровый слой угля с расплавленными монетами, фрагментами стекла, относящийся к периоду героической обороны Быхова...».

Из-за войн, пожаров, просто в силу естественного обветшания синагога со временем изменила свой облик. Еще до 1917 года была снесена верхняя часть аттика, в нижней замуровали бойницы, надстроили над основным залом дополнительное помещение. Плоскую крышу сменила двускатная. Примыкавшая к синагоге территория была застроена религиозными и другими, принадлежащими общине, зданиями — к сегодняшнему дню они не сохранились.

Сведения о «статусе» синагоги после революции 1917 года, по словам работников музея, очень скудные. Возможно, религиозные службы там все-таки велись — старожилы говорили, что перед Великой Отечественной войной некоторые детали интерьера Быховской синагоги были в хорошем состоянии. А в первые дни войны на синагогу обрушилась бомба — взрывом была почти полностью разрушена крыша, местами отбит цоколь, осыпалась штукатурка. Во время фашистской оккупации стены синагоги были свидетелями страшной трагедии: каратели выгоняли еврейские семьи из домов, вели их к замку, где было создано гетто. Вся боль тех событий выражена в официальном документе комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, которая работала в 1944 году по «горячим следам»: «В сентябре 1941 года по распоряжению коменданта орскомендатуры города Быхова обер-лейтенанта Мартуса было собрано в замок 4679 человек советско-партийного актива и советских граждан еврейской национальности, которые после семидневного пребывания в замке без куска хлеба и воды были на автомашинах вывезены за реку Днепр, в противотанковом рву расстреляны, причем детей до 10 — 12-летнего возраста не расстреливали, а переламывали им через голову позвоночник и еще живыми бросали в противотанковый ров и зарывали в ров...» По воспоминаниям местных жителей, в подвале синагоги вплоть до 1945 года хранились вещи расстрелянных.

После войны это здание использовалось воинской частью, затем переходило в ведение различных городских ведомств — до конца 1980-х годов оно использовалось под складские помещения коммунальных служб и райпо. Затем здание, по сути, пребывало в забвении.

Внутрь его попасть не удалось — все входы были заколочены. По словам специалистов, там, к сожалению, обрушен сводчатый потолок здания, осыпались кирпичи. Но сохранились остатки интерьера, двухъярусная трибуна-бима — возвышение со своеобразным пюпитром для чтения Торы.

«Еще одна довольно редкая особенность архитектуры синагоги в том, что восточная, торцевая стена здания ориентирована точно на Иерусалим, —заметил Сергей Жижиян. — Это характерно почти для всех европейских синагог, но редко встречается в Беларуси. Дело в том, что когда строились идентичные здания, определить точную ориентацию было довольно проблематично, и торцевые стены синагог, как правило, направлялись просто на восток...».

Необходимость реставрации уникального исторического и архитектурного памятника очевидна. Но средств на это в местном бюджете нет. Немногочисленная еврейская община города примеривалась к реставрации (для этого, по оценкам, требуется около $600 — 700 тыс.) и вроде бы до сих пор пытается найти деньги у живущих за рубежом выходцев из Быхова, их детей и внуков.

Синагога не вошла в госпрограмму восстановления исторических памятников на 2012-2018 годы. На консервацию из бюджета в 2013 году выделелили 350 миллионов рублей. Денег хватило на частичную консервацию и разработку проектно-сметной документации. Чтобы спасти памятник от разрушения, открыт благотворительный счет. В полностью восстановленной Синагоге планируют создать музей еврейской культуры.

Историческая справка

Для укрепления Великого княжества Литовского необходимо было развивать экономику. Нужны были опытные купцы, ремесленники, финансисты. Среди местных жителей знатоков данных занятий было мало, поэтому они приглашались из более развитых государств. Что и стало предпосылкой для поселения евреев вместе с представителями других национальностей на землях ВКЛ. Великое княжество было для своего времени толерантным государством. В XIV — XV веках еврейские общины решали свои внутренние дела автономно. Они имели свои молитвенные дома (синагоги), суды, школы, кладбища, бани.

В период казацких войн в 1648 и 1655 годах Быхов выдержал осады и был взят в 1659 году. Тогда и произошло одно из самых больших бедствий для местных евреев. Сохранилось свидетельство одного из спасшихся: «В ночь 29 кислева 5320 года (4 декабря 1659 года) город был захвачен обманом, все жители города были убиты, от юноши до старца, не пожалели ни младенцев, ни женщин, разграбили все, а остаток жителей угнали в свою страну, и было убито там, из-за грехов наших, более 300 евреев...» Между войнами, когда город снова перешел к Речи Посполитой, быховские евреи получили (1669 год) от короля Михаила привилегию, по которой они освобождались от повинностей в течение 20 лет ввиду «крайнего разорения жителей от казацких и московских нападений».

... В 1840-х годах Ковенская, Витебская, Могилевская и Минская губернии были превращены в Северо-Западный край, который с другими западными территориями России был включен в печально известную «черту оседлости» евреев, где им дозволили поселиться. В 1859 —1861 годах богатым еврейским купцам и евреям, имевшим высшее образование, было разрешено проживать на всей территории России. Вскоре это право было предоставлено ремесленникам, недостаток которых ощущался в коренных российских губерниях. В конце XIX века евреи составляли половину населения Быхова. Работало 11 синагог и молитвенных домов, действовала богадельня.

Источник - http://krynica.by/objects/item/51-g-bykhov.html
Фото - мое

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
navimann
Aug. 31st, 2015 07:45 am (UTC)
Казаки евреев не жалели.
Причем фашисты еще паиньки были по сравнению с казаками.

Свои фотки этой синагоги тож есть... тока искать надо
proliv
Aug. 31st, 2015 08:13 am (UTC)
Вообще, такой вид синагоги поразил! Не поверил пока не прочитал шильдачку на стене...
А у евреев видимо судьба такая...
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel