proliv (proliv) wrote,
proliv
proliv

Традиции...

  Недавно задал вопрос батюшке православного прихода Храма святого благоверного князя Александра Невского:

Здравствуйте батюшка. Недавно переехал на ПМЖ в Беларусь. При посещении православных кладбищ в Бобруйске и Рогачеве, обратил внимание, что кресты и надгродные памятники установлены в изголовье захороненных. А почему не у изножья? Может это особенность Белорусской православной церкви или отголоски униатства? В России, конкретно на Дальнем Востоке и крест и памятник устанавливают в изножье... Также вопрос по 8-ми и 4-х конечным крестам. В чем их отличие?

И наконец получил ответ:

  Добрый день, Александр. Действительно есть различие в традициях устанавливать надгробный крест в России и в Беларуси. Но это разница традиций, но не разница церковных канонов. Поэтому кто как привык и считает это правильным, тот так и устанавливает. И те и другие приводят соответствующие аргументы своей правоты. Но, в конце-концов это не принципиально. Что касается четырехконечного креста, то он изображает основные перекладины распятия Господа нашего Иисуса Христа, не учитывая мелких деталей. А восьмиконечное изображение более подробное. Оно кроме этих двух перекладин еще показывает (схематично) табличку с надписью и подножие, в которое упирались ноги Спасителя. И тот и другой крест признается Церковью как правильный.

Вопрос и ответ вот здесь

На счет креста очень хорошо изложено - Восьмиконечие - наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. "А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. (...) Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная, до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе", - обличал раскольников святитель Димитрий Ростовский.
Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала "распяли Его", а потом только "Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте" (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили "одежды Его" воины, "распявшие же Его" (Мф. 27:35), а уж только потом "поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский" (Мф. 27:3.7).
Итак, четвероконечный Крест Христов, несомый на Голгофу, который все, впавшие в беснование раскола, называют печатью антихриста, именуется в Святом Евангелии все же "крестом Его" (Мф. 27:32, Мк. 15:21, Лк. 23:26, Ин. 19:17), то есть также, как и с табличкой и подножием после распятия (Ин. 19:25). На Руси крест этой формы употреблялся чаще других.


А вот с установкой надгробного креста или памятника - по православным канонам (не традициям) устанавливаются в ногах покойного, Правда из многих источников известно, что установка креста или памятника у головы усопшего действительно является местной традицией. Так что, канонических правил в этом вопросе не существует.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments